Serena Dimensions RM
Главная / Продукты / Serena / Serena Dimensions RM

Serena Dimensions RM

Решение Serena Dimensions RM - гибкое и функциональное решение, построенное на WEB технологиях и позволяющее автоматизировать процессы управления требованиями и потребностями как в направлении ИТ разработок, так и в других направлениях деятельности компании.

 

Задачи по управлению требованиями и работы с ними являются, пожалуй, одними из самых важных на тактическом и стратегическом уровнях работы любой компании. Почему? Да потому, что именно с требования или с потребности обычно начинаются любые изменения в бизнес процессах, информационных системах, услугах, формах документов, организационной структуре и в других важнейших составляющих деятельности любой компании.
Требования не возникают из ниоткуда! Предпосылками изменений может быть всё что угодно:

    • Изменения в законодательстве (особенно в динамично изменяющейся сфере деятельности кредитных организаций).
    • Выводы по результатам анализа работы компании.
    • Постоянно изменяющийся рынок: его конъюнктура, предложения конкурентов или просто новые тенденции и тренды.
    • Мнения и пожелания клиентов.
    • Собственные внутренние инициативы сотрудников.
    • Ну и конечно же собственные корпоративные планы развития и прочие предпосылки.
Все перечисленные выше первоисточники изменений никогда не замирают и постоянно генерируют что-нибудь новое.
Среди создаваемых информационных потоков сотрудникам компании приходится выявлять действительно важные и потенциально нужные, либо обязательные изменения и затем начинать по ним работу.
Работа может состоять из различных шагов и этапов, а также выполняться с требованиями разного уровня полноты и формализации. Для того, чтобы максимально полно соответствовать реальным процессам, уже существующим или формирующимся в компании в решении Serena Dimensions RM предусмотрено средство простой и гибкой конфигурации (RM Class Definition) собираемой информации, которая может фактически быть представлена требованиями различных типов и уровней.
 

 RM Class Manager

RM Class Manager


Графическая диаграмма классов RM Class Manager. Диаграмма позволяет визуализировать связи между информационными объектами, которые хранятся в базе данных.

Окно настройки реквизитов любого объекта базы данных

 RM Object Property Editor

Настройка реквизитов объектов базы данных с требованиями.

Конфигурируя информационные объекты, в которых будут храниться будущие требования, может быть использован механизм классов и их наследования друг от друга. К базовым классам относятся такие классы как базовый класс, требование, голосование, абзац текста документа и другие. На базе них уже могут создаваться собственные классы. В качестве примеров можно привести наиболее часто создаваемые в наших проектах классы бизнес требований, функциональных  и не функциональных требований, спецификаций и другие.
Выполняя смысловое наполнение класса и настраивая его реквизиты, могут быть применены такие типы данных как:
  • небольшие текстовые;
  • численные, даты;
  • файлы-вложения (в одно поле можно вложить 1 файл);
  • изображения;
  • списки;
  • большие текстовые поля с возможностью ввода форматированных данных.
В конечном итоге любой класс будет иметь как набор системных реквизитов, так и набор реквизитов, созданных в рамках конфигурируемого решения.
Для каждого поля и для каждого класса может задаваться требуемый уровень доступа. Для полей возможно предоставление права на обновление пользователю или их группе. Для классов предусмотрены такие права доступа как:
  • создание объекта класса или запроса на изменение к объекту класса;
  • изменение или создание новой версии объекта;
  • просмотр, блокировка и разблокировка объекта;
  • а также другие специальные привилегии.

 

Окно настройки свойств текстового поля

RM Attribute Property Editor

 Настройка свойств текстового поля

 Настройка свойств одно из системных полей.

System Field Property Editor

Настройка свойств системного поля

У каждого объекта в Dimensions RM есть минимальный жизненный цикл, в котором представлены ключевые состояния типового объекта (см. рис. ниже).
 Пример Workflow

Состояния «Текущее», «Удалённое» и «Заменённое» относятся к самим объектам в базе данных RM. В свою очередь состояния «Предложенный», «Принятый» и «Отклонённый» относятся к запросам на изменение к объектам, хранящимся в базе данных. При принятии запроса на изменение создаётся новая версия объекта RM с учётом принятых в запросе изменений.
Для расширения жизненного цикла любого объекта RM с ним в паре может быть использовано специализированное решение компании Serena по управлению бизнес процессами, которое называется Serena Business Mashups. С ним встроенными средствами выполняется синхронизация объектов баз данных обоих решений.


Пример части рабочего процесса в SBM

Пример SBM Workflow

 Пример части рабочего процесса, построенного в SBM для объекта RM, относящегося к классу Бизнес требование.

Пользовательский интерфейс RM построен на тонком клиенте и функционирует через обычный интернет браузер. За счёт этого решение может быть использовано конечными пользователями, находящимися практически в любом месте, откуда есть доступ в интернет. Интерфейс построен на основе унифицированной модели и включает рабочие области для эффективной выборки данных, а также гибко настраиваемую область с данными (см. рис. ниже).
Интерфейс Dimensions RM
 
Для выборки данных и их эффективного анализа пользователи могут использовать практически произвольно настраиваемые 3 вида отчётов: отчёты по классам, отчёты по связям и отчёты трассировки.
Отчёт каждого из видов может быть создан как самим сотрудником для собственных нужд (при наличии привилегий), так и централизовано администраторами решения. При создании отчётов настраивается набор полей в них, условия для выборки данных, выбираются связи между классами, которые участвуют в выборке данных, параметры сортировки. Отчёты могут создаваться на базе уже имеющихся отчётов с последующим их незначительным изменением.
Отчёты поддерживают динамическую сортировку и перенастройку прямо непосредственно при их использовании. Каждый элемент отчёта является активным и двойной щелчок мыши на нём позволяет получить на экране детальную форму и данными выбранного элемента.
 

Пример отчёта по классам

Dimensions RM Class Report

 Отчёт выводит перечень объектов определённого класса (классов), выбранных по заданным условиям

 Пример отчёта по связям

Dimensions RM Relationships Report

 Отчёт выводит перечень объектов и зависимых от них объектов с учётом выбранных связей

 Пример трассировочного отчёта

Dimensions RM Tracability Report

 Отчёт выводит перечень объектов в дереве и позволяет динамически углубляться или подниматься по иерархии объектов, просматривая детали объекта в правой области


Детальные формы с информацией, хранящихся в объектах того или иного класса строятся автоматически с использованием принципа группировки данных по отдельным зонам рабочего окна (см. рис. ниже).
 Dimensions RM Requirement Form
Среди зон выделяются зоны с атрибутами, зона файловых вложений, зона комментариев (организованы в виде чата), зона голосований, зона истории версий, зона управления контейнерами, в которых находится объект. Последовательность зон, а также последовательность полей в зонах со стандартными, пользовательскими и системными полями может быть также настроена для объектов различных классов. Проводя изменения в объектах данные могут либо просто изменяться в базе данных, либо может создаваться новая версия объекта. Это решение принимается непосредственно пользователем. Для доступа к данным объекта в любой его предыдущей версии используется раздел «History». (см. рис. ниже).
 

Dimensions RM Change History


Безусловно, ни одна существующая информационная система не идеальна и не удовлетворяет сразу всем возможным требованиям всех своих пользователей. В качестве примера приведём небольшое сравнение с одним из игроков рынка систем управления требованиями - решением HP Quality Center (см. таблицу далее).

Критерий сравнения

Mercury Quality Center (HP) (ver 10)

Dimension RM (Serena)

Возможность трассировки требований (виды: табличный, в виде отчета и т.д.)

"+"

"+". В дополнение имеется возможность трассировки не только требований, но ещё и тест кейсов, активов разработки и даже релизов и сборок (при применении решения Dimensions CM).

Возможность построения иерархии требований

"-". Иерархия типизированных требований отсутствует

"+"

Возможность установление связи между требованиями (насколько наглядно и удобно)

"+"

«+/-». Выполняется только через раздел Links в деталях объекта. Ввиду применения тонкого клиента полнофункциональные механизмы Drug-and-Drop не реализованы.

Возможность связывания требований из разных проектов

"-"

"-/+". Возможно. Однако для этого будет необходимо специальным образом организовать данные и разграничить уровни доступа на базе категорий

Возможности отслеживания изменений в требованиях (инструменты: внешний вид, отчеты т.д.)

"+/-"

"+/-"

Возможность расширения числа аттрибутов требований

"+"

"+"

Возможность отмены требований

"+"

"+/-". Статус не является системным по умолчанию, однако может быть добавлен)

Возможность изменения процесса прохождения состояний требования (настройка прохождения статусов у требований)

"-/+". Ручное изменение поля статус.

"+". Возможность как создания собственного поля состояний, так и прямой интеграции с Serena Business Mashup.

Возможность отслеживания реализации требований

"-". Только ручным способом через специальные поля.

"-/+". В комбинации с Dimensions CM либо ручным способом через специальные поля.

Наличие контроля версий требований

"+"

"+/-". В текущей версии RM не сохраняются версии связей на другие объекты в RM

Возможность работы с Word и Excel (экспорт/импорт)

"+" (экспорт есть, импорт из Excel есть)

"+"

Возможность настройки внешнего вида и структуры генерируемых документов

"-". Существует предопределенный набор шаблонов

"-/+". Возможность выбора местонахождения объектов одного типа в генерируемом по шаблону документе. Объекты представляются в виде таблицы-перечня.

Наглядность и овсваиваемость продукта (от 1 до 5)

"2". Для написания требований достаточно прост в освоении

“3”. RM является более сложным и менее интуитивным, чем HP QC.

Возможность создания среза всех требований (на дату в прошлом)

"+"

"+"

Возможность сравнения срезов требований

"+”

"+"

Интеграция с другими системами (тестирование (Quality Center), управление изменениями (PVCS), планирование проектов (MS Project) и т.д.)

только с (Quality Center)

Интеграция с HP QC для тестирования, Dimencions CM для конф. управления, Serena Business Mashups для процессного управления и MS Project

Сложность разворачивания, поддержки и разграничения доступа в системе (сервер, сотрудники и т.д.)

Не сложно

Не сложно

Гибкость настройки распределения пользователей по ролям и частям workflow для требований

Достаточно просто

Достаточно просто

Наличие русификации

Требования можно вести на русском языке, интерфейс на английском языке

Требования можно вести на русском языке, интерфейс на английском языке

Возможность авторизации через Active Directory

"+"

Имеется поддержка LDAP

Наличие "толстого" клиента

"+/-". По сути решение реализовано на толстом клиенте, устанавливаемом через браузер прозрачно от пользователя.

Полностью тонкий клиент для конечных пользователей и толстый клиент для администраторов.