Инженерно-геологические изыскания в строительстве
Главная / Решения / SBM для Бизнеса / Инженерно-геологические изыскания в строительстве

Инженерно-геологические изыскания в строительстве

Любой проект строительства капитальных объектов в России, кроме проектов индивидуально-жилищного строительства, должен обязательно включать этап инженерно-геологических изысканий, предваряющий любые активные действия на объекте строительства. При этом, инженерные изыскания производятся в строгом соответствии с назначением и характеристиками строящегося объекта. 

Такая особенность порождает огромный рынок соответствующих услуг частных проектно-инженерных компаний. Раньше государство, выступая регулятором рынка, требовало наличие соответствующей лицензии у компании, а теперь требуется только членство в СРО (Саморегулируемые Организации). Перечень видов работ по инженерным изысканиям можно посмотреть, например, на информационном портале о саморегулировании.

Специфика управления проектной деятельностью в этой области создает определенные сложности, для решения которых традиционных средств автоматизации зачастую недостаточно. План проекта в Microsoft Project или Primavera (Oracle), во-первых, не учитывает существование других проектов и допускает конфликты ресурсов, а, во-вторых, имеет традиционно слабые возможности отслеживания текущего состояния работ, в третьих, есть типичный конфликт интересов руководителей проектов с линейными руководителями отделов, характерный для организаций с матричной системой управления, где отделы сформированы по специализации исполнителей.

Учетные ERP системы, управляя общей информацией по финансам, договорам, объему услуг, контактам, все-таки являются средствами регистрации деловых транзакций, данные которых используются, например, для расчета финансовых и экономических показателей, сдачи налоговой отчетности и т.д. Никаких инструментов управления проектами или этапами проектов в ERP, как правило, нет. CRM системы или соответствующие модули единой ERP имеют четкую направленность на управление продажами и контактами, т.е. судьба проекта после заключения договора в CRM также не отслеживается.

На лицо проявляется потребность в наличии наглядной информационной интегрированной среды, куда стекаются потоки информации из систем управления проектами, ERP, CRM, где имеются средства отслеживания каждого проекта по этапам/задачам каждого отдельного исполнителя, с обязательным автоматическим контролем исполнения регламента (сроки, последовательность, обязательность ввода данных/файлов), расширенной системой уведомлений и эскалаций.

Для таких задач компании уже сейчас пытаются приспособить и файлы Excel, и порталы Microsoft Sharepoint, 1C Bitrix, и свои собственные разработки. Мы предлагаем решение на профессиональной платформе управления бизнес-процессами - Serena Business Manager. Особенность такого подхода в том, что для разработки web решения автоматизации не требуются услуги программистов. Модель процесса автоматически обрабатывается сервером приложений и формирует индивидуальное представление информации для разных ролей в системе.

Наше решение для инженерных изыскательских проектных организаций позволяет:
- Проводить мониторинг проектных показателей деятельности. Позволяет руководству и/или заказчику в режиме онлайн следить за этапами проработки проекта, отслеживать проблемы, возникающие в процессе работ.
- Регулировать разграничение ответственности между отделами. Сроки и качество материала, переданные одним отделом в другой можно будет отслеживать в процессе проработки проекта.
- Оптимизировать затраты времени на различных этапах проекта. В процессе мониторинга можно заметить недостатки в планировании и оценке трудозатрат в проекте.
- Оценивать загруженность отделов. В случае скапливания в одном из отделов большого количества проектов, можно вовремя принять меры для перераспределения нагрузки.
- Собирать данные по фактическим трудозатратам. Анализировать фактические трудозатраты в разрезе проектов, исполнителей, этапов.
- Реализовать процедуры горизонтальной и вертикальной эскалации случаев отклонения от регламента.

На схеме (Рис.1) показано графическое представление модели процесса.

Модель процесса
Рис. 1

После регистрации через web сайт компании, по электронной почте или при личной встрече, заказ попадает в состояние «Обработка заявки» (Рис. 2), в котором коммерческий директор предварительно оценивает состав и объем работ, которые декларирует заказчик и передает информацию о заказе инженерно-геологическому отделу для согласования объемов - состояние «Расчет объемов работ».

Здесь производится более конкретная оценка предстоящих работ инженерно-геологического отдела согласно СНиП и справочника базовых цен.
После чего объемы отправляется на согласование коммерческому директору. В случае, если объемы, необходимые инженерно-геологическому отделу не проходят в бюджет заказчика, коммерческий директор может повторно запросить расчет объемов, изменив задачу и снизив качество конечного отчета (замена части скважин на геофизические исследования, более широкого использование архивных данных, предоставленных заказчиком, более широкое использование мат -статистических методов при обработки лаборатории и т.п.).

После согласования коммерческим директором объемов и цены с заказчиком и подписания договора, заявка переходит геодезическому отделу, для подготовки топоосновы. Данный пункт также важен для того, чтобы инженерно-геологический отдел получил в работу корректную топооснову, которая будет иметь возможность пройти конечную экспертизу в контролирующих органах.

После подготовки топоосновы и расстановки инженерно-геологическим отделом скважин по участку заказ переходит менеджеру по согласованию, который получает разрешения, необходимые для бурения. Особенно этот пункт важен при работах в городских условиях. Кроме того ответственность менеджера по согласованию работ будет зафиксирована в явном виде, что не позволит перекладывать ответственность за недоработки согласования.

После согласования буровых работ начинается собственно работа инженерно-геологического отдела от бурения до подготовки отчета. В данном решении нет разделения задач внутри отделов, а также небольшой части взаимодействия между отделами в процессе подготовки к работам, но это возможно сделать как самим заинтересованным организациям, так и нами, при заказе таких работ.

Результатом работы инженерно-геологического отдела является отчет. По условиям договора, отчет либо передается заказчику, либо менеджеру по согласованию для защиты отчета в контролирующих организациях (МосГорГеоТрест, МосОблГеоТрест или в аналогичных региональных организациях). В процессе сдачи отчета возможен его возврат в инженерно-геологический отдел для доработок.
Проект заканчивается при подписании с заказчиком акта о завершении работ.

Форма проектной заявки
Рис. 2

Решение обеспечивает выполнение следующих функций:
• Обработку поступающих заявок в кратчайшие сроки;
• Четкий контроль процесса и строгое выполнение регламентных сроков;
• Отправку почтовых (sms/twitter) уведомлений о создании новой заявки, окончании проектирования, изготовления и т.д.;
• Предоставление портала самообслуживания (Рис. 3) для Заказчиков, и руководства, где можно отслеживать состояние заказов, эффективно взаимодействовать с инженерно-геологическим отделом, геодезическим и отделом согласования;

Портал проектных заявок
Рис. 3
• Эффективный инструмент решения конфликтных ситуаций;
• Данные и аналитику для постоянного совершенствования процесса и качества оказываемых услуг;
• Наглядные и простые отчеты, помогут всем участникам процесса в реальном времени получать доступ ко всей необходимой информации (Рис. 4);

Отчеты
Рис. 4

• На вкладке Вложения/Примечания можно прикреплять файлы, добавлять ссылки. Инструмент Примечаний позволяет отслеживать и хранить переписку сотрудников из разных отделов, в том числе и через внешнюю электронную почту e-mail (Рис. 5);

Примечания и Вложения
Рис. 5

• На вкладке Системные можно отслеживать Историю изменений состояний, а так же сами изменения всех атрибутов Заказа (Рис. 6);

История изменений
Рис. 6