Вышла новая версия SBM 11.0
Главная / Вышла новая версия SBM 11.0
В городе Москва
телефон+7 (495) 730-88-02
+7 (495) 730-88-03
emailinfo@softmart.ru

Вышла новая версия SBM 11.0

::03.11.2015::

Вашему вниманию предлагается обзор возможностей новой версии SBM 11.0

 

Дизайнер отчетов

Разработчики и администраторы SBM, обладающие знанием SQL, получили возможность оформлять и сохранять свои SQL запросы в виде виртуальных справочных таблиц SBM (представлений или views), а затем использовать эти структуры данных для построения отчетов штатными средствами SBM. Очень важно, что эти виртуальные представления могут содержать данные не только из любых таблиц SBM, но, и в принципе, любых таблиц внешних баз данных. Новые представления можно использовать в отчетах следующих типов - листинговые, распределения, календарные, сводные. И это не все! Записи виртуальных таблиц можно искать через штатные формы поиска, добавлять к ним примечания и файлы, отправлять ссылки на них по email, и даже, внимание, использовать виртуальные таблицы при определении реляционных и мульти-реляционных полей первичных объектов!

Как это работает?

SQL запрос, который используется для формирования представления сохраняется в XML файле на сервере приложений. Когда SBM фиксирует обращение к отчету, запрос исполняется, а данные готовятся и передаются сервером приложения в том виде, который принят для выборки данных из обычных справочных таблиц.  

Что это нам дает и почему это так важно, тем более что, возможность подставить свой SQL запрос вместо блока простых фильтров в редакторе отчетов была всегда? Самым большим недостатком предыдущей реализации было отсутствие возможности хоть как-то параметризировать SQL запрос до момента исполнения - ни дату передать, ни ID текущего пользователя - ничего. Кроме того, данные можно было получать и показывать в отчете только из одной основной таблицы. В итоге, на каждый частный случай приходилось создавать отдельный экземпляр отчета. Теперь SQL поддерживается более полно. Например, можно использовать системные переменные типа sysdate. Кроме того, простые, но эффективные фильтры можно будет дополнительно использовать по данным, полученным из виртуальных представлений.  Во-вторых, дизайнер отчетов SBM всегда был замкнут строго на свои структуры данных. Теперь есть потенциальная возможность объединять выборки из таблиц различных баз данных, что позволяет заново пересмотреть сценарии интеграции SBM в текущий ландшафт информационных систем компании.

      

Фильтры отчетов

Пользователь может в своих настройках рабочего стола WorkCenter описать и сохранить часто использующиеся критерии выбора данных для отчетов, а затем использовать эти критерии при создании или редактирования отчета. Ценность здесь более или менее понятна. Большинство отчетов имеют очень похожие фильтры, например, «все активные объекты, созданные мной или назначенные мне, в таком-то проекте». Конечно, будет проще в редакторе отчета указать ссылку на готовый фильтр с критериями поиска, чем каждый раз фильтр заполнять критериями поиска, хоть это и несложно.

Важно, что некоторые фильтры системы предложит сама на основании имеющихся в модели правил бизнес-логики.  

Поддержка режима редактирования листинговых отчетов в Work Center

Режима редактирования листинговых отчетов был предложен довольно давно. Идея этого режима очень проста - максимально упростить для пользователя действия по одновременному редактированию нескольких записей в табличном представлении, как в Microsoft Excel, но с учетом особенностей SBM - любые действия по изменению данных возможны только в контексте перехода из состояния в состояние. Предыдущая реализация использовала Adobe Flash, что существенно сужало потенциальный круг пользователей. В рамках общей стратегии перехода на HTML5 модуль был полностью переделан. Кроме того, появилась следующая функциональность:

  • Зафиксировать изменения теперь можно либо для всех измененных записей сразу, либо по каждой в отдельности;
  • Для редактирования текстовых полей автоматически загружается расширенный редактор текста;
  • Возможность редактирования всех полей объекта, а не только тех, которые попали в отчет;
  • Возможность динамически вручную изменять высоту строк и ширину столбцов;

 

Картинки в уведомлениях

В настройках сервера уведомлений появилась новая опция - Enable inline images - включить встроенные изображения. Эта опция позволит включать в текст писем уведомлений картинки, которые были встроены в текстовые поля

 

Разрабатываемые формы с Авто-секциями

Здесь опять требуется краткое историческое отступление. Много лет назад, когда SBM еще назывался TeamTrack, формы пользовательского интерфейса создавались автоматически сервером приложений по информации из модели данных приложения. Свойства атрибута указывали, как показывать поле на той или иной форме перехода или состояния. Свойства атрибутов можно было переопределять в модели для каждого перехода или состояния. В те времена мы тратили массу усилий, чтобы сделать формы хоть чуть-чуть отличающимися от стандартных и по оформлению, и по логике работы. Сегодня у нас в арсенале мощный редактор форм в SBM Composer. Мы получили почти неограниченные возможности в части разработки уникального пользовательского интерфейса. Но и кое-что потеряли. Автоматические формы обладали одним неоспоримым преимуществом - они всегда на 100% соответствовали модели данных приложения. Поддерживать собственные формы в соответствии с меняющейся моделью данных - ответственность программиста.

В этой версии Serena предложила некоторый промежуточный вариант - возможность размещения на разрабатываемой форме вместо каждого поля по отдельности сразу целую секцию полей, которых, напомню 5 - стандартные, пользовательские, расширенные, менеджерские, системные. Таким образом, дизайн формы может быть свой уникальный, со всеми виджетами, картинками, отчетами, а поля будут подставляться в секции динамически сервером приложений в зависимости от привилегий пользователя, текущего состояния или перехода и прочих обстоятельств реального времени. 

Секции полей в SBM Composer

Усовершенствованный виджет REST Grid Widget

Основное улучшение касается возможности подгружать данные в этот табличный виджет по частям или по страницам. Это важно для пользовательского интерфейса, если из внешних источников через вызов соответствующей web службы поступает много сотен записей, например.

Кроме того, пользователь может настроить внешний вид виджета - какие колонки показывать/скрывать, какая сортировка должна применяться к записям.

SBM Tomcat

Serena решилась на очень важное изменение архитектуры: заменила Java сервер с Apache JBoss на Apache Tomcat. Можно только догадываться об истинных причинах смены сервера. Официальная точка зрения - TomCat быстрее и лучше поддерживается производителем, а JBoss все сильнее отстает, не поддерживает последние спецификации, не удовлетворяет современным требованиям.

Что в этой информации важного для пользователя SBM?

Мы проверили у себя - обновление до 11 версии проходит гладко: Jboss - исчезает, запускается TomCat. На этом тему можно было бы и закрыть, если бы не два неприятных момента:

  • TomCat существенно более «прожорливый». В наших примерах служба немедленно отняла 3.5 Гб оперативной памяти на сервере. Пожалуйста, учитывайте этот факт при планировании обновлений. В документации повысились минимальные требования к серверу до 8 Гб;
  • Пользователи решений Serena Service Manager (SSM) и Serena Release Manager (SRM) будут вынуждены дожидаться следующей минорной версии SBM, поскольку часть java функций этих решений несовместима с TomCat. Для SSM ждем релиза до конца 2015, а вот для SRM релиз выйдет только в середине 2016.

 

Apache Orchestration Director Engine (ODE)

Смена Java сервера с JBoss на Tomcat, повлияла и на сервер исполнения программ на BPEL - SBM Orchestration Engine, который теперь использует Apache ODE вместо JBPM (который поддерживает только спецификацию BPEL 1.1 и более не поддерживается в Apache). Желающим узнать детальную информацию по Apache ODE рекомендуется пройти по ссылке http://ode.apache.org/.

 

Web Application Firewall

В качестве еще одного следствия перехода на TomCat у пользователей появилась возможность задействовать штатные Модули (Mods), например, ModSecurity, для реализации функций сетевого экрана web приложения. Настройки данного модуля были даже добавлены в SBM Configurator в разделе Безопасность.

 

Изменения в лицензировании

Поведение системы при выходе из сессии

SBM теперь инициирует процесс завершения сессии всякий раз, когда пользователь или закрывает браузер, или закрывает соответствующую вкладку в браузере, или заменяет содержание вкладки на другую страницу. Ранее выделенная лицензия будет закрепляться за пользователем еще в течение нескольких минут после выхода из системы. Напоминаю, что автоматическое завершение сессии будет также срабатывать по истечению 60-ти минутного интервала бездействия.

 

Добавлены привилегии для Внешних пользователей (External) и Специальных пользователей (Occasional)

Теперь этим типам пользователей доступны дополнительные привилегии:

  • View All Items В предыдущих релизах такие типы пользователей могли видеть только те записи, которые или они создали сами, или указаны в качестве контакта, или их компания указана в качестве контакта.
  • View Advanced | Manager | System Fields and Modify User Profile Settings. Теперь таким типам пользователей можно разрешать доступ ко всем секциям полей, а не только к стандартной. Дополнительно можно разрешить самостоятельно изменять свои контактные данные.
  • Add Attachments | Notes to Item if Contact's Company. Это новые привилегии, которые появились в следствие расширения возможностей пользователей по работе со всеми записями.

Чтобы этот раздел по изменениям в лицензировании был незаслуженно не пропущен, дополнительно отмечу важность этих нововведений. Дело в том, что лицензии для Внешних и Специальных пользователей стоят дешевле в 10 раз! Если у вас есть пользователи, которые хотят, например, только видеть отчеты, иметь потенциальную возможность время от времени добавлять свои комментарии, прикреплять файлы, и даже иногда создавать самостоятельно свои объекты, например, ставить задачи кому-нибудь, то на таких пользователях теперь можно сильно сэкономить. Ну, вы поняли о ком я...  

 

Изменения в пользовательском интерфейсе

Work Center

  • Built-in Reports. По какому-то странному стечению обстоятельств встроенные системные отчеты исчезли из центра управления отчетами в предыдущих версиях. Теперь справедливость восторжествовала и отчеты вернулись на свое заслуженное место.
  • Центр управления отчетами и Избранные ссылки теперь доступны и на вкладе Дом / Home. Напомню, что на этой вкладке можно формировать панель информационных показателей, состоящих из виджетов, исполняющих отчеты из разных процессов и приложений, в отличие от вкладок конкретных процессов.
  • Изменение ширины навигационной панели (Navigation Pane). Это просто удобно.

 

Изменения в отчетах

  • Суб-реляционные поля (Sub-Relational Fields) стали доступны в отчетах по трендам. Напомню, что суб-реляционные поля являются довольно уникальными и специфичными только для SBM инструментами объединения двух таблиц по реляционному полю. Такие поля объявляются в модели данных объекта, но фактически не создаются на уровне БД. При отображении данных главного объекта, по реляционному полю найдется связанный объект, а суб-реляционное поле покажет какой-либо атрибут этого связанного объекта. Дешево и удобно для множества задач.
  • Экспорт в Excel теперь в формате XLSX. На это стоит обратить внимание тем, что использует макросы Microsoft Excel после выгрузки.
  • Улучшения для отчетов по расписанию. Что появилось нового:

                        Пользователи теперь могут выбрать из нескольких шаблонов писем, созданных администратором для этих целей.

                        Пользователь теперь может выбрать и настроить, желает ли он видеть отчет в WorkCenter или в старом интерфейсе.

                        Если отчет не содержит данных, то пользователь может настроить сервис таким образом, чтобы пустые отчеты к нему не приходили.

                        Теперь можно настраивать и отправлять копии отчетов Специальным пользователям (occasional users).

  • Повторный вызов формы параметров отчета. Есть в SBM отчетах такая замечательная функция - перед исполнением отчета попросить пользователя уточнить некоторые параметры для выборки данных. Теперь такими отчетами станет пользоваться еще удобнее - форму с параметрами можно вызвать повторно, не выходя из отчета. Ну, разве не прекрасно!

Общие изменения

  • E-mail Recipients for Multi-User Fields. Когда пользователь кликает на иконку E-mail рядом с мульти-пользовательским полем, то в форме создания нового письма выбранные пользователи и группы (общим числом до 10) появятся в разделе CC, т.е. кому будет отправлена копия.